ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII–XVIII ВЕКОВ
ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
Центр «Эрмитаж-Казань»
14 апреля 2010 года – 16 января 2011 года
14 апреля 2010 года в Центре «Эрмитаж-Казань» открывается выставка «Искусство Франции XVII–XVIII веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Свыше 140 произведений живописи скульптуры, прикладного искусства дают представление о художественной жизни Франции того времени, когда она становится законодательницей европейской художественной моды.
Большой размах градостроительных работ в период правления Людовика XIII все настоятельнее требовал создания единого стиля и формирования художественной школы, которую должен был возглавить французский художник. Им стал Симон Вуэ, мастер долгое время живший в Италии и возглавлявший в Риме Академию Св. Луки. В 1627 году Вуэ был вызван на родину, где ему присвоили звание «первого живописца короля».
Наиболее талантливым из учеников Симона Вуэ, близко следовавший его манере, был Эсташ Лесюер, в свое время знаменитый почти как его гениальный соотечественник Никола Пуссен. В величественный стиль учителя Лесюер привнес лиризм и мягкость колористической гаммы, примером чему может служить «Введение во храм».
В 1635 году была основана первая Королевская Академия – Академия литературы, а господствующим стилем, признанным при дворе, становится классицизм. В живописи доктрину классицизма разработал, развил и довел до совершенства Никола Пуссен. В 1648 году была создана Королевская Академия скульптуры и живописи, обучение в которой строилось на идеях и практике Пуссена.
Стремление к созданию единого стиля, охватывающего все отрасли искусства, приводит в начале 1660 года к реорганизации и реформированию Академии Ш. Лебреном и Ж.-Б. Кольбером. Отныне достойными внимания признавались картины на исторические (главным образом, античные) и религиозные темы, аллегории и парадные портреты. Самым ярким представителем этого рода живописи в эпоху ее расцвета был Шарль Лебрен, возглавивший Парижскую Академию в 1661 году, управлявший Королевской мануфактурой, руководивший работами по внутренней отделке дворца в Версале и галерее Аполлона в Лувре.
Учеником Лебрена являлся крупнейший мастер второй половины столетия Шарль де Лафос, удивительным образом соединивший в своем искусстве принципы французского классицизма и богатейшего живописного наследия итальянской, особенно венецианской школы. Он представлен двумя произведениями – «Хождением по волнам» и «Явлением Христа Марии Магдалине».
Одним из самых замечательных живописцев XVIII века был Антуан Ватто. Последователи созданного им жанра «галантных празднеств» подхватили сюжетные, композиционные и живописные приемы мастера.
К концу 1720-х годов складывается новое направление в архитектуре, изобразительных и прикладном искусствах – рококо. Жанровая живопись стала не менее значимой, чем историческая. Идеальным выразителем вкусов своего времени стал Франсуа Буше, чье весьма разнообразное творчество всецело подчинялось рококо («Переправа по мосту»).
В конце 1730-х годов параллельно с искусством рококо начинает складываться противостоящее ему направление, связанное с идеалами третьего сословия и распространением идей просветительства. В искусство привносится новая нравственная атмосфера, иные добродетели – семейные ценности, искренние чувства, скромность. Особое развитие получают портрет, натюрморт и бытовой жанр.
На смену многочисленным и разнообразным направлениям искусства Франции середины XVIII века приходит новое течение – неоклассицизм. Возрождается прежде основательно забытый исторический жанр, остается популярным бытовой жанр, новое значение приобретают портрет и пейзаж.
Начиная с XVII века и на долгие годы Франция становится ведущей страной в области прикладного искусства.
XVIII век – время высочайшего расцвета французского прикладного искусства, когда авторитет Франции в этой области становится абсолютно непререкаемым.